Заточка опасной бритвы
Заточка опасной бритвы великолепный полигон для обучения всем принципам заточки, и не важно какого инструмента.
Именно бритва дает наиболее близкое и непосредственное знакомство с кромкой.
Bwman
- Оценка геометрии
- Исправление геометрии
- Заточка
- Доводка
- Правка
- Проверка остроты бритвы
1. Оценка геометрии
Перед заточкой опасной бритвы необходимо оценить ее геометрию. Это нужно для того, чтобы лучше понять как следует ее точить и на каких камнях надо начинать работать: на более грубых или на более мелких.
Оценить геометрию бритвы можно положив ее на плоскопаралпельную пластину или просто на плоскую поверхность, например на кусок стекла. Положить надо так, чтобы подводы бритвы и ее обушок лежали на пластине. Теперь мы можем заметить насколько плотно без зазоров со стороны кромки и обушка лежит бритва. В этом случае нам повезло и работы нам предстоит немного, и мы можем начать работу на камне 1000#, если только на кромке нет повреждений в виде сколов или «обратной улыбки».
Очень часто встречается и такое, что подвод бритвы не полностью прилегает к плоскости, в таком случае нам придется при возможности устранить этот недостаток на более крупном абразиве. Не следует забывать, что посмотрев бритву на одной стороне надо посмотреть и на другой.
Еще необходимо проверить и наличие прямой линии на кромке или присутствие правильной улыбки. Нарушением геометрии является так называемая «обратная улыбка». Такая геометрия не позволит нам правильно заточить режущую кромку и ее необходимо исправить.
2. Исправление геометрии
Обратная улыбка и сколы убираются маховыми движениями на грубом абразиве или на шкурке, лежащей на плоскости, например на стекле. Подробнее с этим Вы можете ознакомиться на видео: http://www.youtube.com/watch?v=gsqyvqts_eU&feature=player_embedded там на 2,17 мин показаны веерные (маховые) движения
3. Заточка
Заточка осуществляется на камне зернистостью 800-1000 грит. Главная задача этого этапа сформировать подводы и проконтролировать чтобы риски от абразива выходили на кромку по всему подводу с каждой стороны. Без выполнения этого требования дальнейшая работа на бритве будет практически бесполезна. Не забывайте, что камень для заточки бритв должен быть подготовлен и выровнен.
Обушок бритвы должен лежать на камне и находиться в одной плоскости с режущей кромкойЗаточка бритвы ведется режущей кромкой вперед. Переворачивать бритву всегда следует только через обух. На этом этапе можно работать как одной так и двумя руками.
Бритва при заточке должна находиться под углом к линии направления для того, чтоб не было качания при заточке, а от сюда и непроизвольного наклона. Движения должны быть подконтрольные на всей длине прохода, как и усилие должно быть постоянным на всей длине хода и убираться только при полной остановке.
Опасная бритва имеет эластичные спуски и требует особого контроля давления. Усилие нажима при заточке должно уменьшаться как при переходе с крупного зерна на мелкое, так и в начале и в конце работы на каждом бруске. Это вызвано тем, что толщина схода полотна бритвы очень тонкая и при нажиме на него сама кромка отгибается и Вы обрабатываете уже ребро перехода с выточки на подвод, увеличивая его ширину и стачивая обушок и почти не обрабатываете саму кромку. При уменьшении усилия обрабатываете режущую кромку. Поджим РК к абразиву осуществляется круговым поворотом клинка за ручку вокруг ее оси, оно должно быть оптимальным и к концу обработки на абразиве плавно уменьшаться.
Второе усилие — усилие перемещения по абразиву должно действовать и быть направлено строго параллельно рабочей поверхности абразива.
Таким образом, на обушок фактически не должно быть давления, а только касание, для выдерживания угла.
Для контроля заточки очень желательно пользоваться оптическими средствами контроля. Кому-то достаточно лупы с увеличением х10, кому-то удобнее использовать китайские микроскопы
Необходимо проконтролировать, чтобы риски по всей длине подвода выходили на режущую кромку. Ширина подводов может иметь разную ширину, это определяется только геометрией бритвы от изготовителя, но риски должны выходить на кромку по всей длине, только тогда Вы можете переходить на более мелкий абразив.
4. Доводка (в металлообработке), чистовая, отделочная обработка деталей с целью получения точных размеров (1-й класс и выше) и чистой поверхности, соответствующей 10—14-му классам, а также притирка одной детали к другой.
Обращаю внимание на то, что к этому этапу заточка должна быть уже окончена, то есть риски должны быть равномерными и на всей протяженности подводов выходить на режущую кромку. Помните про абразивную гигиену. При переходе на другой, более мелкоабразивный камень промойте бритву.
Доводка осуществляется на камнях с зернистостью 3000 — 4000 грит и затем используют более мелкие абразивы. Очень часто многие практики переходят после камней 3000 — 8000 грит к дальнейшей доводке на натуральных абразивных камнях (бельгийских, немецких, британских , «гусевских» и других сланцах, японских натуральных камнях с набором нагура). Эти камни долго считались лучшими для доводки бритв и назывались часто бритвенными камнями. Кто-то остается приверженцем синтетических абразивных камней при доводке бритвы. Каждый выбирает сам для себя те способы заточки и доводки, результаты и скорость работы на которых его больше устраивает. Есть мнение, что натуральные абразивные камни позволяют добиться более комфортного бритья нежели искусственные.
Отдельно хочется обратить внимание на японские натуральные камни. Заточка на них с использованием Нагура позволяет сократить еще больше время заточки, уменьшить утачивание бритвы, получить более стойкую кромку, так как не оставляют после себя глубоких царапин и при этом хорошо и быстро выводят царапины от предыдущих камней. К тому же заточка на японских натуральных камнях с нагура очень интересна и увлекательна.
Движения могут быть круговые с небольшим радиусом и Х-образные, можно чередовать: поработав круговыми движениями потом поработать Х-образными и перейти на следующий камень, более мелкозернистый. При доводке нужно стараться использовать только одну руку, так как она способна гораздо тоньше чувствовать давление, которое критично именно на этом этапе. Двумя руками работать не желательно, так как практически невозможно контролировать минимальное давление.
Если контролировать процесс заточки\доводки в увеличении и тактильно на «сыпь», то вполне можно подобрать это оптимальное давление или не давление, исходя из геометрии бритвы, области обработки каждым последующим камушком — выходит или нет его работа на РК, исходя из эластичности конкретной бритвы. Надо ведь добиться выхода на кромку каждым камнем, и при этом не заставить подвод выгибаться в обратную сторону, из-за избыточного давления. Контролируя процесс, выбирать давление не столь сложно. Именно оптимальное. Но на последних этапах работы, обычно оно же и является минимальным и зачастую меньше веса самой бритвы. Иначе не получается достичь высокой остроты и однородности РК, а также длительной стойкости.
5. Правка
Правка осуществляется на чистом ремне, желательно чтобы это был специальный ремень для правки, а не любой какой попался под руку. Есть пользователи опасных бритв, которые используют ремни с различными пастами, которых существует довольно много видов. Пользоваться пастированным ремнем или нет, решать Вам, можем лишь добавить, что правильно заточенной бритве необходим только чистый ремень без паст.
Бритву по ремню продвигают обухом вперед
Касуке Ивасаки «Заточка бритв и камисори»:
«2.Как править.
Если стропа при правке бритвы провисает под режущей кромкой (смотри рисунок 1) вы быстро завалите режущую кромку, и бритва очень быстро станет тупой. Если стропа при правке бритвы провисает под спинкой бритвы (смотри рисунок 2) режущая кромка будет двигаться по плоскости, вы получите очень острую кромку.»
***
6. Проверка остроты бритвы
Острой считается бритва, когда ею можно резать волос «на весу», т. е. при легком прикосновении. Определяется это следующим образом: большим и указательным пальцами левой руки берут один волос и режут его бритвой над пальцами (рис.). Если волос режется легко, бритва острая.
Остроту бритвы можно определить и на бумаге: тонкую папиросную бумагу сгибают и держат указательным и большим пальцами левой руки; в правой руке держат бритву от себя и без нажима проводят по сгибу бумаги (рис.). Если бумага режется легко, бритва острая; если режется с трудом, тупая; если режется с шуршанием, на бритве имеется сыпь.
Это способы которые визуально позволяют оценить остроту бритвы, но только не следует забывать, что волос очень разный по толщине и все это очень условно.
Что же такое острая бритва? По мнению Дмитрича (Владимира Дмитриевича Васильева) бритва должна быть острой настолько, чтобы мягко и приятно счищать пену вместе со щетиной так, чтобы за один проход бритвы кожа была идеально чистой в этом месте, если провести рукой по этому участку кожи в том же направлении.
Продолжая пробы с японской бритвой. Короткий сет абразивов и доводка на Yellow coticule.
Заточка и доводка выполнялась минимальным набором камней. Я использовал японский комбинированный синтетический водник Suehiro 1000\3000 грит, а затем доводил бритву на бельгийском Yellow coticule:
Из многих бельгийцев что я пробовал, этот один из самых удачных, жаль только что совсем небольшой — размером с сигаретную пачку. Камушек «набравший кондицию», как я это называю, довольно тонко выгладившийся от работы по бритвам. В зависимости от давления, работы вдоль или поперёк структуры, количества воды, даёт достаточную палитру тонких нюансов при доводке на нём. Вообще у меня есть старенький бельгиец, работающий не менее тонко, но характер прилипания подводов на нём несколько иной, и он чуть больше склонен залинзовывать кромку, да и легонькую, еле заметную суспензию выделяет куда охотнее — в данном случае мне показалось более актуальным использовать не его.
Итак, на Суэхиро 1000-й стороне я выполнил заточку, на 3000-й стороне работал, варьируя количество суспензии или вовсе её убирая, в т.ч. в зависимости от того, какую сторону бритвы я обрабатывал — при заточке подобных бритв следует учитывать разность пятна контакта на разных сторонах и особенности их взаимодействия с абразивом. Собственно, это видно и на любой отдельно взятой стороне — разность поверхности уточенной части обушка и фаски:
После работы на Суэхиро, результат в увеличении выглядел так:
Далее фото с разных ракурсов результата на Yellow coticule:
Конечно, ради эстетики, можно было бы и взять бельгиец погрубее, например Yellow «новодел» от «Арденнес котикул», и вычистить более тщательно подводы от рисок 3000-ника, а потом уже выбирать каким камнем сделать финиш, но мне было интересно справиться именно наиболее коротким сетом камней, к тому же я уже много на чём делал таким бритвам (и этой в частности) финиш, и гуанси, и накаямой, и тюрингским шифером, и арканзасом — пора было опробовать бельгийца. В завершение сделал по 40 проходов на сторону на чистом ремне из лошади и порядок. Результатом остался доволен. /oldTor /01-06-2013 18:22/ http://forum.guns.ru/forum_light_message/224/988330.html/
… Продолжил я пробы нагур на бритвах
Очень здорово, мне нравится, готов сказать, что мне этот способ кажется наиболее быстрым и удобным. правда не знаю, насколько я смог бы это делать быстро и так удобно для себя, если бы ранее не приобрёл немалого опыта в заточке бритв другими способами.
Попробовал я сегодня вот такой сет камней и нагур:
Причём, что любопытно, я использовал медзиро на обоих камнях)
Сначала я на более мягком камне использовал ботан, затем тэнзё. Камушек у меня этот успел немного подвыгладиться и перестал давать свою суспензию, если её не наводить специально — правда на ботан мне казалось, что чуть имеет место смешение суспензий, однако на тэнзё уже этого момента я не наблюдал (правда и наводил очень лёгкими аккуратными движениями). Затем на том же камне я использовал медзиро, вышло вот так:
По результатам прошлых проб этого камня с его собственной суспензией и без оной, результат явно чище и однороднее, что было одним из подтверждением для меня того, что всё-таки в основном работала суспензия медзиро. Кстати, после этого РК уже резала волос из бороды (после тэнзё только снимала с волоса стружку). Кстати, на фото слегка заметна «ступенька» повышения угла, выполненная к окончанию работы резким уменьшением давления. Для лучшей оценки масштаба, сделал фото волоса, лежащего на фаске:
Далее я использовал медзиро уже на накаяма. Кстати, в среднем, время работы на каждой суспензии составило около 3-х минут, а сценарий работы по движениям, последовательности их смен и пр., соблюдал одинаковый.
Итак, после медзиро на накаяма вышло вот так:
Качесто реза волоса на весу приросло, и собственно я уже не видел смысла переходить на кома-нагура. Но и на чистый камень сразу идти было скучно) Поэтому я попробовал одну томо-нагура, любезно одолженную Николаем К., на которой, благо она не маленькая, я уже успел на днях финишировать один нож из твёрдой углеродки — очень понравилось. Ну так вот, навёл суспензию, наводилась с трудом, очень тоненькая и лёгкая, поработал те же минтуки три на ней, а затем на чистом камушке сделал проходов по 30 на сторону. Вот так вот получилось:
тест на рез волоса прекрасен) Бритьё шикарное!
В общем мне всё очень понравилось — явно, работа на нагура — «моё» /oldTor/
Выражаем огромную благодарность всем участникам форума forum.guns.ru, принимавших участие в обсуждении тем по заточке опасных бритв. Живое общение, опыт участников, все это настоящий кладезь знаний, можно сказать энциклопедия по заточке опасных бритв. Особенно хотим поблагодарить участников под никами: dmitrichW, 1shiva, oldTor, Bwman, Nikolay_K, wren, ivan-3, vlad-kram, Tras Krom и других.
О заточке бритв…
С самого возникновения на форумах веток по заточке опасных бритв не придал этому особого значения, думал это не так серьезно и жилетовские максы напрочь погубят старые добрые опаски и мои знания в этой области будут никому не интересны, но каюсь и рад, что ошибся.
Когда меня салагу, в начале 70х прошлого века, на годовалом курсе повышения квалификации по постановке и проведению эксперимента, взялись обучать заточке почти всех инструментов, мастера, которым тогда уже было под 80 лет, обучение заточки клинков, они начали с заточки опасной бритвы. Потом мы поняли, что это можно сказать основа к пониманию процесса заточки клинков вообще — учит чувствовать РК при заточке. Не писал и не говорил об этом, простите, думал, не поймут ребята меня когда скажу, что затачивать ножи надо учиться с заточки опаски. Николай кажется понял.
С большим к Вам уважением,Дмитрич (Владимир Дмитриевич Васильев)
Видео по заточке опасных бритв от Ярослава ака oldTor
Работа на японских натуральных камнях с нагура
Часть 1
Часть 2
Рекомендуем ознакомиться со следующими темами по заточке опасных бритв:
Камни для заточки опасной бритвы
Заточка на японских натуральных камнях
Правка опасных бритв на ремнях и стропах
Не забывайте, что наверняка многие вопросы в тех темах уже задавали Ваши предшественники, попробуйте воспользоваться поиском по форуму или по теме ( нажав на этот значек Вы увидите все страницы темы на одной странице и поиском Ctrl+F сможете найти на странице слова или фразы интересующие Вас).
В статье использованы материалы вышеприведенных разделов форума http://forum.guns.ru/,
литература: Касуке Ивасаки «Заточка бритв и камисори»
А.П.Харитончук. Устройство и ремонт бытовых металлоизделий. Высшая школа. 1978
Константинов А.В. Как стать парикмахером. М.: Азбука, 1993
Видео по заточке опасных бритв на японских камнях http://www.youtube.com/watch?http://www.youtube.com/watch?v=nBeifcKyKqo
Видео по заточке опасных бритв от Lynn Abrams, основателя http://straightrazorplace.com/
Lynn Abrams — World of Straight Razor Shaving [2006 г., Обучающее Видео, DVDRip]
Вопросы, замечания по теме Вы можете написать по по email: aryaxaz@gmail.com.
Мы планируем в скором времени подготовить статью по продвинутой заточке опасных бритв и по выбору камней для заточки опасных бритв.
С уважением, Администрация сайта