Turkey oil stone
Наименование: Turkey oil stone
Страна происхождения: Турция, Конья
Цвет: темно-серый
Вид работы камня (от грубого до финишного): финишный для ножей и столярного инструмента, предфиниш для бритв.
Размер зерна (для натуральных камней приблизительно): 2000 — 8000 грит
Состав: диоксид кремния 72%, известь: 13% и т.д.
Вода/масло: и масло и вода, может работать с суспензией.
Замачивание: не требуется
Скорость резания (работы): очень высокая, выше чем у вашиты и при этом характер работы тоньше чем у вашиты
Очень высокий отклик в работе
Turkey oil stone был в употреблении еще до Washita. Это камень сероватого цвета имеет мелкое однородное зерно. Большой минус этого камня в том что он почти всегда имеет много трещин и легко ломается.
Камень относится к новакулитам.
Скорость резания металла очень высокая, выше чем у вашиты и при этом характер работы тоньше чем у вашиты.
По характеру работы чем-то напоминает японцев. Снятие метала оставляет частые, широкие, но не глубокие риски, которые легко выглаживаются финишным камнем. То есть, снимает металл чешуйками, как и японцы. Вашита же является сложным агрегатом сросшихся кристаллов кварца. Она оставляет бороздовидные риски, давая достаточно агрессивную кромку. Что отлично подходит для многих ножевых сталей.
Преимущества Turkey oil stone:
— твердость (хорошо держит плоскость)
— скорость (быстрее природного камня в этом диапазоне я не встречал)
— деликатность (снимает метал по плоскости, чешуйками, а не в глубину)
— вариативность, широкий диапазон (масло, вода, суспензия)
— комфорт работы (камень прост в использовании)
/http://forum.guns.ru/forummessage/224/821738.html/ abarsa/
Очень часто Turkey oil stone использовался для заточки опасных бритв
Maksim Enevoldsen @ Youtube: «Turkish Oil Hone» www.youtube.com/watch?v=uVj3DBTfQa4
Продолжил пробы «турка», с маслом. Понравилось, правда немало добавлял олеинки — масло густеет очень быстро, ибо суспензия и активный съём. Работа крайне быстра и производительна, результат на кромке очень напоминает заточку бритвы на вашите — такие же зубчики, даже более ярковыраженные. Рисочка частая, мне нравится, тактильный отклик хорош.
Далее я помыл камень — действительно, при всей его способности ту же воду впитывать и быстро, от масла с олеиновой кислотой он отмылся на раз и без проблем. И я той де бритвой минуты три поработал на нём с водой.
Немного круговыми и сеткой, потом в одном направлении — фаска малость зачистилась, а вот зубец на кромке стал наоборот явнее — как будто проработался тщательнее. при том, что свободное зерно сейчас уже не выделялось, на бритве лишь легчайший налёт от облетающих частичек зерна камня.
Вот так всё это выглядит — масло, затем вода (макро ~540х, фотки кликабельны, доступен кадр в 100% развёртке):
Макрофото поверхности камня ~540х:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post370526560/
Тема по ним на ганзе:
http://forum.guns.ru/forummessage/224/821738.html
Я же хочу немного добавить по опыту работы на турецком камне, в ракурсе вариативности работы в процессе заточки одного инструмента, а точнее, стамески, в данном случае из 9ХС.
Турок вот этот, продублирую тут некоторые его фото, в т.ч. макро поверхности:
Выполнял правку стамески, начало работы с олеинкой — активное выделение камнем суспензии даже при работе на спинке, затем собственно работа на фаске, доработал до начала появления заусенца и сделал фото — 2мм. по горизонтали:
Далее, суспензия начинает дробится, я уменьшаю её количество, олеинка густеет и суспензия частично усаживается в шероховатость камня — получаю более аккуратную поверхность фаски и ярковыраженный, но более тонкий заусенчик — специально его не удалял, оставил для фото:
— кстати, при работе что на зерно, что переменными движениями, его уже не удалить — только меняя наклон рисок или подрезая вдоль.
В данном случае, я ставил технологический барьер на шкурке, засаленной графитом, на твёрдой подложке.
А теперь — третий этап работы на всё том же камне — суспензия самого камня с олеинкой растирается по камню, становится вязкой и даже подзастывает, растираю практически «насухо» — т.е. поверхность камня теперь работает по аналогии со стеклянным притиром, с растёртым с олеинкой или маслом, зерном. Ранее я уже пробовал так делать именно с турецким камнем с водной суспензией Аото — обзор с фото тут:
http://forum.guns.ru/forummessage/224/1325213-10.html пост 196.
Сегодня же, с его собственным зерном, уже раздробившимся, вышло вот так:
Это уже вполне тянет на финиш. В общем, правка — заточка\тонкая заточка\финиш — я на нём выполнил и за весьма разумное время.
Однако не на всех инструментах и не на всех сталях можно так сделать — во-первых, малые углы, менее 25 градусов, не очень получается обрабатывать тоненько — камушек прорезает кромку, работает грубо. На мягких нержавейках, типа 1.4110 krupp, он вообще работает очень грубо, быстро и агрессивно:
И вариативность на нержавейках такого плана, у этого камня значительно ниже.https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post393848534/
Поверхность камня несколько месяцев назад была притёрта до F600 без фанатизма.
Свежепритёртый выдавал суспензию активнее, в т.ч. с водой — сейчас с водой он её не даёт, при нормальном давлении при заточке. Максимум может что-то «выцарапываться» если идти на него после совсем уж грубого абразива — рёбра рисок могут что-то выбить. Но это уже скорее мешает делу, так как неравномерно выходит. С маслом или олеинкой же, камушек начинает выделять суспензию, но это происходит именно на углеродках. Но тут ещё и особенность камня — кстати, у него одна почти половина рабочей поверхности активнее даёт суспензию, а другая практически нет — спасает то, что «кирпич» здоровый, но вот есть такое… Если бы притирал его снова, наверное бы опять сделал до F600, не тоньше. А так, он немного освежался у меня при работе на нём с водными суспензиями, грубоватыми, например Аото и пары разных грубоватых, вероятно кремнистых, сланцев, да и его собственная суспензия с маслом, в принципе тоже поддерживает поверхность в рабочем состоянии.
Да, по сталям, я тоже так считаю и у меня те же наблюдения.
От заточки до финиша — ну тут слагаемые удачные и не совсем частые — во-первых — масляный суспензиат, это само по себе не частое явление. Во-вторых, подходящая сталь, и в-третьих — применение на финише «затирания» камня его же зерном (пусть и поддробленым — не суть), отчасти сходный алгоритм с работой на притире или тонком камне с полусвязанным его шероховатостью зерном и тонкой плёнкой олеиновой кислоты (или, как вариант, например масла).