Работа с суспензией
Как понять, работает ли суспензия при заточке, и о выборе её консистенции
При заточке с применением суспензий на природных камнях, выделяя её из собственно камня, либо из слурика или нагура, очень важно убедиться, что суспензия отрабатывает как надо.
При работе на ней мелкими круговыми движениями, суспензия может и даже должна, по крайней мере в начале работы на первой порции суспензии, активно менять цвет — становиться сероватой или, наоборот рыжеватой — первое, показатель что идёт активный съём более крупных частиц металла, второй — что идёт съём таких мелких частиц, что они практически сразу успевают начать корродировать. Однако может быть такое, что цвет не меняется, тут критерием активности съёма может быть вот что — если поднести камень поближе к лицу, можно почувствовать характерный кисловатый запах углеродки (если речь о заточки углеродки или низколегированных инструменталок). Если же ничего из вышеописанного не происходит, скорее всего суспензия толком не работает.
Причин может быть много разных, наиболее частых три:
1) поверхность фасок достаточно гладкая и суспензии не удаётся сразу преодолеть эту гладкость и начать работать.
2) поверхность камня плохо подходит под данную суспензию — нет момента «подзацепления» её зёрен шероховатостью камня, потому активного обнажения новых режущих граней на частицах в суспензии, или их дробления — не происходит, они наоборот, просто окатываются и максимум что делают — не дают фаски чрезмерно прилипать к камню.
3) неудачная консистенция суспензии — чаще всего она слабо насыщенная, и её многовато. Почему-то встречаю такое мнение, что если суспензии много — значит она активнее работает, но это не обязательно так — важно не количество, а насыщенность, консистенция.
Что можно сделать с каждой ситуацией:
1) поработать более мелкими движениями, обычно это круговые, и подольше, в какой-то момент работа активизируется и её интенсивность начнёт прирастать.
2) попробовать притереть камушек слуриком из которого добыта суспензия, с чуть бОльшим её количеством, дабы поверхность бруска немного «освежилась» и часть зерна в суспензии смогла бы работать почти что как полусвязанное зерно. Если соотношение плотности\твёрдости слурика и камня-основы таковы, что слурик наоборот, только сглаживает камень, актуально слегка освежить поверхность камня на притире, на той фракции порошка КК, на которой его обычно притираете. Если камень выгладился конкретно сильно, может быть даже стоит сначала притереть на чуть более грубой фракции, а потом уже идти на выбранную для его финишной притирки, и во время таковой, не допускать «продавливания» камнем подушки суспензии, чтобы вершинки его шероховатости не сглаживались о поверхность притира.
3) попробовать взять минимум воды, позволяющий навести суспензию и при необходимости лишь еле-еле, по чуть-чуть её добавлять, чтобы суспензия будучи густой, всё-таки не превращалась в «варёную сгущёнку» Если же уже явно добавили много воды, следует не просто натереть ещё суспензии, для повышения её насыщенности, но и дать воде слегка подсохнуть (если жалко заново всё наводить), и когда вязкость суспензии увеличится, попробовать работать. Капитально кромку навряд ли успеем завалить, зато можно поймать правильное ощущение в руки, как идёт ход клинка, когда суспензия работает. Сильное разбавление суспензии, что снова наведённой, что уже отработанной, актуально на заключительном работе на ней, в качестве альтернативы работе на чистом камне — т.е. когда суспензия лишь слегка смягчает ход клинка по камню и не даёт фаске к нему прилипать, но уже толком не работает. Во всех остальных случаях и этапах, важно, чтобы она работала активно. Я пока не знаю, как ещё выбрать консистенцию суспензии, при которой она реально эффективна.
Да, работая с суспензиями природных камней, чаще всего, так или иначе, частицы в них измельчаются (какие не дробятся — обгалтовываются, также может быть такое, что часть частиц из одного «материала», который легко дробится, а часть из иного, который не сильно к этому склонен), так что иногда, невредно просто поработать подольше, убедившись, что консистенция обеспечивает работу.
Таким манером, нередко удаётся с помощью одной нагура или одного камня, из которого добыто суспензии, выполнить объём работы, который обычно выполняется на паре камней основ и трёх-четырёх суспензиях нагура. Не всегда, конечно, только если сложатся ещё всякие мелкие, но важные факторы, однако это реально. Моя первая нагура, это была тэнзё, где-то с год, мне заменяла вообще все. Да и сейчас я редко использую более двух.
Важно ещё знать, что одна и та же нагура может работать немного по-разному в зависимости и от того, на каком камне она применена, и от того, как он притёрт — т.е. поверхность, характер рельефа камня, всегда влияет так или иначе на процесс. И практикой вкупе с анализом происходящего, постепенно можно выбрать себе какие-то удачные, наиболее повторяемые алгоритмы работы.