О комфортном бритье, или чем бреет бритва.

О комфортном бритье, или чем бреет бритва. Компиляция из специальной литературы и некоторые комментарии, размышления и выводы.

В специальной литературе, посвящённой опасным бритвам, помимо необходимой степени остроты бритвы, говорится и о характере режущей кромки, а именно о наличии на ней т.н. «зубчиков» — я приведу несколько цитат:

«Бритва бреет щетину, так же как коса косит траву, но при косьбе, верхняя часть травы (соцветие) действует, как противовес, при бритье у щетины, нет такого противовеса. По этой причине есть особые требования к заточке бритвы, которые труднее выполнить, чем при заточке, например ланцета. … На режущей кромке бритвы необходимы зубчики, потому что их работа скорее не резать, ни подрезать или рубить, а скашивать.»
Из книги Жан Жак Перре «La Pogonotomie ou L’art d’apprende a se raser soimeme» Париж 1770 год
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post322303644/

«… Какого же ухода требует лезвие бритвы? Под микроскопом лезвие имеет вид очень мелкой пилы. …
…Во время бритья эти мелкие зубчики сгибаются то в одну, то в другую сторону. Для их выправки или восстановления пользуются ремнем…
…После более или менее продолжительного употребления бритва настолько тупеет, что правка её на ремне не оказывает действия. В таком случае бритву необходимо наточить на оселке для того, чтобы создать на ее лезвие маленькие режущие зубчики. …»
Франц Гуске «Парикмахерское искусство» Перевод с немецкого под редакцией И. Е. Бурковского
Фахбухферлаг Лейпциг 1957
С немецкого перевели И. Е. Бурковский и О. И. Келлер
Оригинал немецкого издания озаглавлен: «Die Arbeit des Friseurs» von Franz Guske
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post345559472/

» Лезвие бритвы состоит сплошь из маленьких зубцов (рис 12 ) делающих возможным самый процесс бритья. После того как бритва некоторое время была в употреблении, зубцы стачиваются, и бритва теряет присущую ей ранее остроту, затупляется.

»
Герхард Франке Рольф Старке Курт Унзин «Искусство паримахера» Издательство «Лёгкая Индустрия » 1972 год. Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post377552732/

Возникают закономерные вопросы, каков масштаб этих «зубчиков», как контролировать процесс заточки, на что ориентироваться.
На эти вопросы, можно найти ответы, опять-таки в специальной литературе.
Старейшими и основными методами контроля и оценки состояния кромки бритвы, являются тактильные:

«…проверить свои результаты, используя влажный ноготь большого пальца и протяните режущей кромкой по ногтю медленно, режущая кромка должка быть гладкой..»
Автор — Жан-Жак Перре
Главы из книги «La Pogonotomie ou L’art d’apprende a se raser soimeme» Париж 1770 год
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post299463305/

«Если мы чувствуем, что лезвие бритвы не скользит по поверхности оселка, а как бы прилипает к нему, можно испробовать остроту ее. Мокрой внутренней частью большого пальца проводим легко по острию бритвы. Если бритва остра, мы чувствуем, что палец как бы липнет к острию. Другой способ проверки -волосом. Захватываем между пальцами один волос и пробуем отрезать его не ниже одного сантиметра от пальцев. Если мы находим, что остриё бритвы имеет зазубринки, мы протягиваем его по смоченному ногтю большого пальца и начинаем снова точить, но уже на мягком оселке.»
Ф. Гуске «Парикмахерское искусство». Ссылку на источник я давал выше.

«…увлажните кончик пальца слюной, это необходимо для увеличения чувствительности и проведите влажным кончиком пальца вдоль режущей кромки, замечая хватает ли кромка кожу пальца, гладкая ли кромка, ровная ли кромка, острая ли кромка. Если нет, то делаете еще несколько коротких Х-образных движений и пробуете на коже пальца снова. Нужно следить, чтобы бритва не была переточена. Лучше остановиться до того как бритва переточена, чем переточить бритву…»
Наполеон ЛеБланк
Эссе на тему парикмахерские бритвы, камни для заточки бритв, стропы для правки бритв и заточка бритв.
Июль 1895 года Канзас Сити «Искусство заточки бритвы». Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post312366844/

Можно заметить такой момент — говоря о кромке бритвы с «зубчиками», тем не менее, отмечается «гладкость», «однородность» хорошо и правильно отточенной кромки, и в вышеуказанных, и в других источниках.
На первый взгляд, это кажется некоторым несоответствием, однако, как раз это «несоответствие», является ключом к понимаю масштаба этих самых «зубчиков» — они должны быть столь мелкими, что ногтевой тест их не выявляет, тогда как выявляемая ногтевым тестом так называемая «сыпь» — является слишком крупным и грубым явлением.
Это нас подводит к ещё одному вопросу — а что же такое сыпь? На это также есть ответ в специальной литературе:

«…определяют результат правки. Для этого, смочив большой палец левой руки в теплой воде,отчего кожа становится мягче, слегка проводят им но острию бритвы, не нажимая на нее во избежание пореза. Если кожа пальца испытывает резкое ощущение, значит бритва не остра, на ней появилась сыпь. В этом легко убедиться, если провести острием по мокрому ногтю; получится ощущение, будто очень тонкая пилочка режет ноготь. …
…Сгонять сыпь лучше всего на мелкозернистом оселке; хотя это и медленнее, чем на оселке с зернами крупной и средней величины, но зато происходит правильно, одновременно по всей бритве. Убедившись, что сыпь сошла, надо завершить правку бритвы, легко, не нажимая, проведя ею 2—3 раза по оселку…
В процессе правки следует несколько раз проверять наощупь ее качество. Если бритва направлена хорошо, то при проведении ею по ногтю острие скользит плавно. При этом сильно нажимать бритвой на ноготь нельзя: нажим может испортить правку, в особенности, если бритва тонкая. Если острием хорошо направленной бритвы провести по мокрому пальцу, то при легком нажиме оно мягко, незаметно впи­вается в кожу.»
Лазарев Константин Герасимович «Парикмахерское дело». Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post373744876/

Т.е. «сыпь» — определена как «пилка», явная равномерная шероховатость определённого характера — рельеф кромки, достаточно крупный, чтобы при проводке по ногтю, его можно было ощутить, как собственно пилку, в отличие от более мелкого зубчика на хорошо отточенной кромке бритвы, которая ногтевым тестом определяется как однородная и гладкая.

Разумеется, чувствительность при тактильном контроле за состоянием кромки вырабатывается не сразу, там есть свои хитрости и приёмы, использование торца ногтя, угла 45 град. к торцу ногтя, проводка ногтем по кромке по его росту и поперёк, наконец просто состояние ногтей. Однако это отдельная тема для разговора.

Сейчас же, актуальнее упомянуть ещё один метод контроля — оптический.
Об этом, как мне кажется, очень верно сказал Масару Накамура:
«Теперь, есть инструменты, чтобы осмотреть режущую кромку, такие как металлургический микроскоп, которые были когда-то в пользовании только ученых, стали доступны и необходимы многом. Без этого, ваши шансы на получение хорошей режущей кромки ничтожны. Как вы можете получить хорошую режущую кромку, когда вы её даже не можете видеть? Очень важное утверждение. Вы должны видеть результаты заточки.»
«Беседа Масару сан и Ивасаки сан и Мизуочи сан о заточке бритв»
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post295591653/

Конечно не всякие микроскопы и не всем доступны, но даже довольно скромные оптические средства, дают немало к пониманию происходящего на режущей кромке, и в первую очередь, что особенно важно для начинающих, как мне кажется — дают понимание того, что визуальная чистота и однородность фасок мало что говорит о качестве кромки, её однородности и характере.
При постоянной практике применения и обдумывания результатов наблюдений, оптические средства позволяют существенно повысить уровень качества заточки и серьёзно оценить влияние, казалось бы, второстепенных факторов.

Я пробовал найти ту самую золотую середину между размером зубчика и тонкостью кромки, и не сильно в этом преуспел — слишком велико влияние разных факторов на процесс, чтобы всегда, на любой бритве, с первой попытки получать так называемое «эталонное бритьё» (принимая условно за такое бритьё с максимально достижимой конкретным заточником комфорта и чистоты бритья, без самомалейших негативных ощущений кожей как в процессе такового, так и после).

Однако, кое-какие наблюдения позволю себе суммировать.

Во-первых — есть определённый разброс крупности «зубчика» на кромке, внутри которого можно получить эталонное бритьё, и для каждого человека он будет свой, в силу особенностей кожи, волосяного покрова, состояния кожи и щетины и так далее.

Во-вторых — и внутри этого разброса и даже чуть расширяя его рамки, важнее характер, форма зубчика, нежели его размер. Говоря кратко и грубо — более округлый зубчик, даже если он более выражен и крупен, по сравнению с пусть более мелким, но острым, резким и агрессивным, способен дать больше комфорта и чистоты в бритье.

В-третьих — способность кромки проходить и ногтевой тест и тест на рез волоса, ещё не обозначает, что будет достигнуто не только эталонное, но и просто приличное бритьё — зубчик может быть достаточно мелок для идентификации его ногтем и при том, избыточно крупен для максимально чистого бритья, или избыточно агрессивен для максимально комфортного. Более того — выраженный зубчик, даже очень мелкий, может давать прохождение теста на рез волоса на весу, но если его чуть сгладить, может показать недостаточную тонкость режущей кромки — такая заточка тоже не будет давать эталонного бритья — это распространённая ситуация, когда острота, способность реза, скорее теряется после направки на стропах и ремнях, вместо того, чтобы прирастать, либо просто не меняется при стандартной направке без особых усилий и дополнительных времязатрат.

В четвёртых — важно определить, какое отклонение от эталонного бритья, мы готовы себе позволить и в какую сторону — в сторону падения чистоты бритья, или в сторону снижения комфортности его.
От этого зависит выбор средств и методов заточки в случае с неудачной сталью бритвы, чрезмерно уточенной бритвой или недостаточно широким арсеналом наших заточных средств или недостатка времени возиться с капризной или очень непривычной бритвой. И тут очень важно вспомнить о понятии «оверхонинга» — избыточной заточки, когда кромка начинает истончаться сверх меры, «уставать» и становиться похожей на фольгу:
«Наблюдаемая быстрая потеря остроты во время работы, часто приписывается наличию «фольги» на режущей кромке, и такая режущая кромка иногда описывается как «переточенная режущая кромка» или “over-honed” edge.»
«Что такое заусенец?» часть 2. Автор Тодд Симпсон Todd Simpson Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post355116380

А до падения остроты, такая кромка может брить избыточно жёстко по ощущениям, а также, смахивать неровности кожи, вместо того, чтобы обходить их, «скашивая» чисто только щетину.

Такой же эффект может дать и просто чрезмерно гладкая кромка, без «микрозубчика» или с недостаточно выраженным им — так называемое «тянущее» ощущение от бритья, или, например «скоблящее» или «циклюющее» — бритьё-то может и будет чистым и может быть даже не заметно дискомфорта в процессе, зато после, кожу саднит и некоторые её шероховатости могут оказаться начисто срезанными такой кромкой.

Так как же быть со всем этим и как научиться выбирать нужный вариант, ту самую «золотую середину» — нужную не только степень остроты, но и определённый характер режущей кромки?
Кроме практики, наблюдений и систематизации таковых, я не нашёл способа.

В заключение, попробую показать немного, что я имею ввиду под какими вариантами доводки бритвы.
Вот такие варианты доводки, например, дали мне «эталонное бритьё» —

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А вот такие варианты, хотя бритьё и недурное, уже «на грани» — кромка гладковата, либо чуть «тянет», либо кажется, что вот-вот порежешься, но бритьё нормальное, либо всё нормально в процессе, но потом выясняется, что кромка местами смахивает и неровности кожи:

Изображение

Изображение

Изображение

А вот такие варианты, дают уже несколько жестковатую в бритье кромку, кожа себя чувствует нормально, но чистота бритья не идеальна, и ход бритвы по физиономии не самый приятный:

Изображение

Изображение

Иногда разница столь мала даже в приличном увеличении, между разными вариантами финиша, что её трудно идентифицировать. Причём — часто это может не зависеть от взятого камня, это может быть один и тот же камень или набор абразивов, но другая бритва, пятно контакта, какие-то ещё аспекты и нюансы, и всё — налицо разница.
Например — вот на одном и том же камне — первый вариант просто нормальное комфортное бритьё, а второй — действительно «эталонное»:

Изображение

Изображение

Разницу столь сложно оценить, что в попытках понять её лучше — сделал ещё и микрофото через микроскоп, второго варианта — иной ракурс, и тут удалось разглядеть более крупный и чёткий, достаточно округлый зубчик:

Изображение

В общем, только одного варианта контроля — мануального или оптического, недостаточно. Но и обоих вариантов не хватает для того, чтобы гарантированно судить о том, как бритва себя поведёт в работе, т.е. конечно, шансы повышаются, но в вариантах, визуально близких, оценить разницу и правильно её квалифицировать, не всегда удаётся, и единственный 100% ответ может дать только бритьё.
Однако, всё-таки, практика, наблюдения и статистика практики, дают постепенное повышение вариативности работы и вырабатывают некое чутьё, наверное, как с какой бритвой лучше работать, какими методами и средствами, на какой вариант характера кромки на какой бритве лучше стараться делать упор.

/https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=263/oldTor/