Charnley Forest Hone
Наименование: Charnley Forest Hone ( Чарнли Форест)
Страна происхождения: GB England, Charnwood Forest in Leicestershire
Цвет: зеленоватый с красными прожилками, на некоторых образцах встречаются беловатые или красноватые пятна что создает характерный присущий ему рисунок по которому этот камень и определяется
Вид работы камня (от грубого до финишного): финишный и для бритв тоже
Размер зерна (для натуральных камней приблизительно): на масле 8000-10000Jis, на воде 6000-8000Jis
Вода/масло: легкое масло, вода. С маслом работает медленнее, но тоньше; с водой скорость возрастает.
Замачивание: не требуется
Скорость резания (работы): высокая (быстрее чем транскулент арканзас и яшмы)
Цвет суспензии: ссуспензию дает серо- белую которая после высыхания при разбавлении водой слегка коричневеет — с чем связано — не знаю, суспензию дает охотно , суспензия однородная (видно по распределению взвеси в слое воды ), может быть и розовато-желтоватой.
Твердость: Сланец довольно твердый
Для тонкой работы камень доводить надо на порошке F1200
Особенности работы камня с некоторыми сталями: возможно, что лучше работает с твердыми сталями
Работать на камне приятно — дает хороший тактильный отклик, «тянущий» проход при проходе по поверхности , при работе постепенно выглаживается..
Тестовая бритва Особая СТИЗ прогнаная на тестах Бинсуя и на суспензии Умегахата на гусевской Грей Аланьи доводится до реза волоса в 4-6 мм от пальцев за мин 10 15 не самой интенсивной работы , причем надо учитывать что в работе меня больше интересовало не доводка бритвы , а поведение камня и его суспензии, РК в результате зеркалит (ТЕ где то к 10000 грит приблизились) но видна мелкая рисочка — которая не остатки от более грубого абразива а явно от самого сланца (правда разглядеть её ещё постараться надо ) бритье бритвой комфортное , мягкое , без «похрустывания » или «звона» хотя возможно это больше сталь бритвы характеризует..
В любом случае данный ЧФ (про другие говорить не берусь ) на сегодняшний день единственный камень который превосходит японских натуралов которые я имел возможность попробовать и вплотную приближается к Тюрингцам-Эшерам../aptekar113/ http://forum.guns.ru/forummessage/224/1394002.html/
Чарнли Форест. Отрывок из книги Grinding and Honing part 3 Авторы: Henk Bos, Ge Bos-Thoma.
Авторы перевода Алексей (ака LyapaDara), Андрей (ака AndreyAleksanych), Олег (ака Botanic), Александр (ака abarsa).
Отрывок приведен только для ознакомления.
Попробовал снять видеоролик о ручной заточке ножа из Elmax на брусках F320 и С600VM + микрофаска на Charnley Forest:
Макрофото результата этой заточки (масштаб 9:1, кроп, 2,5мм. по горизонтали):
https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post414366831/oldtor/
Очень я люблю маленький кусочек чарнли, который у меня стал практически основным для «полевой правки». Особенно меня в нём привлекало то, насколько он хорошо и производительно работает по твёрдым,в т.ч. высоколегированным и порошковым сталям, причём такое ощущение, что чем сталь хитрее, тем ему больше нравится — например s90v и s125v, не говоря уже о s35vn, elmax и «обычной s30v».
Долгое время, хотелось мне такой покрупнее, и вот, случилось так, что я теперь владелец более крупного такого камушка, да ещё и со слуриком, и всё это части одного и того же камня:
Работать можно как с водной его суспензией, так и с маслом и олеиновой кислотой. Собственно, олеинка предпочтительнее всего мне показалась, или, как вариант, эфирное масло. Притирку для него выбрал до F600, хотя, это под олеинку или масло. Под водную его суспензию, пожалуй иногда лучше до F1200.
Да, чарнли оказались не самыми простыми камнями, вспоминаю как только начинал своё знакомство с ними — было непросто и было многое непонятно и противоречиво. Но постепенно, пришло понимание как с ними быть и как применять, и сейчас они у меня наиболее часто используемые и востребованные, причём по самым разным сталям, и по разному режущему инструменту — начиная с бритв и заканчивая ножами из порошковых сталей. Не побоюсь даже сказать, что чарнли мне кажутся (ну не все, но более светлые и помягче) — наиболее быстрыми и удачными природниками для порошковых сталей — скорость хорошая, агрессивность реза прекрасная, риска может быть весьма крупной и агрессивной, и при том получается впечатляющая стойкость, а если скорректировать манеру работы, то можно получать и достаточно тонкую доводку, в т.ч. на малых углах заточки — некоторые экземпляры и при соответственной технике работы, дают прекрасный финиш опасным бритвам.https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post401085251/
Опробовал самый, наверное, неоднозначный свой чарнли форест, в правке cpm s125v:
Очень плотный и твёрдый камень, писал про него ранее — вот тут финиш на нём не самого удачного варианта р6м5:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post388458019/
И всякие другие пробы этого камня, в разной притирке:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post375394158/
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post375486591/
И самое первое моё знакомство с ним:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post374191423/
Собственно, уделил я столько внимания описанию его проб, так как подобные по твёрдости чарнли мне встречались, и тоже вызывали несколько неоднозначное впечатление — с ними оказалось труднее найти общий язык, чем с более тактильно мягкими, чуть более «рыхлыми», как более грубо работающими, так и менее.
Ну и вот, освежив камушек на порошке КК F600, я выполнил на нём правку s125v, ранее доведённой на притире с глинозёмом. Сделал пару макрофото одного и того же участка клинка, с разным падением света — слева сверху и справа сверху. Макро 9:1, кроп, 2мм. по горизонтали:
Вышла довольно агрессивная кромка, и при том достаточно аккуратная — мне вполне понравилось. Хотя, информативность тактильного отклика не столь хороша у твёрдых сталей, как например вот на таких экземплярах:
Спустя полтора месяца, примерно, со времени последней правки кухонника из Elmax, которую делал на тонкой довольно вашите, потребовалось клинок подправить. Решил посмотреть в микро, что там на кромке — 12:1, кроп, по горизонтали 1мм.:
Как можно видеть, преимущественно, кромка получила замятия, что и ожидалось, при нормальной заточке клинка.
Для правки взял Чарнли форест, вот такой:
Недавно перепритирал-освежал его, на порошке карбида кремния F600. Вот так его поверхность выглядит в макро — также 12:1, кроп, 1мм. по горизонтали:
Применял камень с малым количеством олеиновой кислоты, несколько движений практически вдоль кромки, затем как обычно, на зерно, чуть уменьшив наклон рисок относительно перпендикуляра к линии РК, по сравнению с предыдущей правкой. Всего было сделано по 30 проходов на сторону, вот такой результат — масштаб тот же, 1мм. по горизонтали:
Вот за что я люблю по порошковым сталям чарнли — быстрая работа, риску режет заметно, притом чутка обнажает и структуру, а кромку даёт аккуратную — вообще-то не особо тонко всё, риску можно сравнить с результатом брусков м10-м7, вот только характер кромки совершенно иной и острота + агрессия реза достигаются более интересные и более долгоиграющие.
Очень интересно на данных микрофото чарнли и его работы — как сильно характер поверхности камня, передаётся на обрабатываемый клинок — не всегда это столь очевидно, а тут, по-моему, просто отличный пример.
/https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post419610904/oldTor/
Вчера взялся я освежать свои чарнли форест:
Некоторые, сильно выгладившиеся, притирал начиная с порошка карбида-кремния F400. В частности, зелёный с трещинноватостью.
И тут, пришло мне в голову, что его я в такой притирке, вроде как не пробовал на бритвах. Он довольно твёрдый и плотный, но может резать весьма агрессивную риску даже и в тонкой притирке. Пробовал я его на бритве с суспензией тэнзё нагура, но выходило довольно грубо. Наиболее тонкая кромка получилась на уже третьей порции суспензии, причём с очень малым количеством воды, т.е. по сути, бОльшая часть частиц суспензии, села в шероховатость камня, который вроде успел чуть подвыгладиться «по вершинкам», но не потерял способности резать — не люблю сопоставлять с искусственными камнями, но по подобной же стали на подобном же инструменте, сопоставимый результат получается на Suehiro G8 8000 грит. И это в притирке чарнли до F400! Разумеется, с маслом нечего и думать получить такую тонкую работу в такой притирке — будет «жрать» и оставлять дико агрессивную пилу на кромке, по крайней мере, этот экземпляр.
Вот так это выглядело в макро 9:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
В принципе, если заморочиться с направкой на стропах побольше, взять хб-стропу для начала, а то и несколько проходов на стропе с оксидом хрома, перед чистой кожей, то можно было бы остановиться и на таком варианте финиша — как раз грубоватенький зубчик, пригладить самое оно было бы, но я чаще предпочитаю более тщательно доработать на камнях, так что поработал немного на пробирном Black-hard arkansas Norton-Pike:
Известно, что чарнли оставляет поверхность, которую с трудом обрабатывают другие природники, так же случилось и тут, ожидаемо, тем более, что арканзас доведён довольно тонко. Но мне и не нужно было о него активной работы, а только чутка обработать самую зону режущей кромки, и сделать «зубчик» менее резким, по бОльшей же части фаски, остались следы обработки чарнли. Вот так стало — макро 9:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
В общем — чарнли, как оказалось, может работать довольно тонко и в столь грубой притирке, если немного нивелировать её суспензией, применяя таковую почти что как полусвязанное зерно, т.е. «затёртой», «севшей», в шероховатость камня.https://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post406263949/oldtor
Пробы следующих камней:
Результаты камней слева направо, с суспензией, затем чистый.
4. На этом единственном не навелась суспензия совсем, потому результат с маслом:
На нём же результат правки по микроподводу cpm s30v:
Пока что только на 5-ом удалось получить кромку чтобы побриться, и то мне не очень понравилось. Не очень чарнли на мой взгляд тянут на финишники для бритв, уж больно кусачая кромка получается. И у всех кроме опробованного с маслом, одна общая черта — с суспензией выходит куда однороднее, чем на чистом. Что любопытно, на 2-м номере, много крупных каверн и они не повредили работе при этом.
Надо пробовать ещё…
Отмечу только, что выводы я делаю по нескольким параметрам, и тактильная информативность на одном из первых мест, сразу после однородности обработки. Тонкость обработки — дело наживное, она, как наверное ни странно звучит — уже «опосля», так как всё равно по-моему это не лучший камень для попыток финишировать бритву.
Вообще все камушки чем-то хороши и интересны, но сколько же разницы между ними….
/http://forum.guns.ru/forummessage/224/1394002-11.html/
оба светло-зеленых (первый и последний на фото) — мне кажутся весьма похожими. Разве что тот, который с трещинами — они малость видны, если работать на воде — по поверхности воды заметно. Но отрицательного влияния я не увидел.
Постепенно выглаживаются, лучше работают по небольшой площади контакта — на стамеске в выглаженном виде уже ощущаются слабовато, есть работа одиночных зерен.
Как минимум — в выглаженном состоянии не подходит для большой площади контакта. На сколько помню, на масле, даже если работать прямо со свежей поверхности, камень все равно мало-помалу выглаживается.
Может быть, именно эти пойдут для каких-то тонких\финишных операций на бритве.
Мне судить об этом трудно, чем-то исключительным на этом этапе они не являются — есть еще куча всякого.
Желтый — ролик Алексея LyapaDara с перерезаемым волосом запал в душу Давно не точил на остроту, буду пробовать.
Скорость у него приятная. По мелкой стамеске малость грубит
«Selected» от aj_1001 (на фото -посередке)
Выглаживается медленнее и не до такой степени, как светло-зеленые собратья.
Чуть другая фактура, чем у остальных.
Где-то между желтым и светло-зелеными: средней скорости камень, работает тоже где-то посередине по тонкости.. скажем, 8-10-12КГрит или, что точнее, очень тонкая заточка. На масле на стамеске даже на уже порядком выглаженной поверхности ход порадовал, как и ровность работы.
На бритве Gold Dollar вышло перерезание волоса в 3-4мм. от точки крепления.
Работает быстро.
..а потом опять вылезла «махра» на кромке — где-то накосячил
..которую потом быстро убрал на выглаженном светло-зеленом с трещинами.. вместе с остротой Косяков у меня хватает *с камнями оно не связано.
ээ…тот, который в разводах и самый твердый.. Ну, он хорош для выглаживания, но мне такие камни нравятся меньше, чем остальные. Не потому, что они хуже, просто таковы мои предпочтения. С твердыми камнями надо уметь работать (с арками у меня примерно так же пока что), а с тонкими помягче еще не закончил.
———————-
Итого, решил у себя оставить те, что пошустрее работают, т.к. для финиша мне все-таки видится его применение сомнительным и долгим процессом, да и замен у меня предостаточно.
Камень активно режет, потому вижу его в качестве тонкого агрессивного финиша для ножей. Еще и скоростного в добавок.
По совокупности скорость-тонкость он, пожалуй, в лучших.
Скоростная линейка выходит такой:
washita [600-1500] — turkey oil stone [2-3KG+] — Llyn Idwal (standart) [4-6] — LI\CG потоньше [6-7] — Charnley Forest [8-10-12].
Разумеется, линейка избыточна для заточки.
По тонкости работы — это какой попадется экземпляр — ранее уже было не раз этому внимание было уделено.
По сравнению с арками — это какие арки брать и какие режимы работы сравнивать. Сравнивал с ювелирным pike арком и по памяти с новодельным true hard — CF работает тоньше с обычном режиме. До тонко доведенного байкалита\белоречита\тонкого твердого арка он все-таки не дотягивает, но там и характер работы другой.
Скорость выше.
С coticule сравнить не получится — совсем разные камни.
По стоимости — в 2-3 раза дороже вашит бюджетных, в 4 раза дешевле тюрингийцев старых, но не коллекционных.
*стоимость беру за единицу объёма, цены ebay. Рассматривал только те, которые приобрел или мог бы приобрести — разумные по стоимости варианты.
Редкость — особой редкости, по сути, нет.
Заменить — можно. Можно даже пропустить эту стадию.
В работе и на вид приятен. Поэтому предпочитаю иметь в рабочем наборе.
СОЖ — и вода, и масло. За исключением того, который покрасивше, в разводах — он на воде..как арканзас на воде
Для бритв чем-то исключительным в качестве финишного не является. Планирую использовать в качестве промежуточного в рамках серии с плавным переходом.
Для твердоватых сталей — вот здесь он уже интересен. По тонкости работы до хорошего твердого тонкого арканзаса не дотягивает заметно, но и скорость у него куда как повыше.
Увы, не могу сказать, интересен ли он будет в бланках, но камнем он вполне неплох.
Для рабочей заточки предпочту что попроще (гоку 10+15+\-20, например), но вот для души — он приятен.
Минусы
по каким-то причинам, поверхность, получаемая на выходе после CF, LI, CG достаточно трудно пробивается натуралами.
Поэтому предпочитаю пользоваться ими в рамках скоростной линейки выше: washita [600-1500] — turkey oil stone [2-3KG+] — Llyn Idwal (standart) [4-6] — LI\CG потоньше [6-7] — Charnley Forest [8-10-12]..
Тут же замечу, что камень, особенно на масле, даёт свою суспензию, которая очень абразивная (не относится к выглаженным светло-зеленым и твердому в разводах). Да и вообще его абразивность тянет за собой некие требования к заточнику. Чем порадовать — coticule в этом плане еще сложнее
Раньше риски выходили глубоковатые. Решилось контролем за суспензией, количеством СОЖ, нажимом.. ну и стали лучше брать не самые пластилиновые — все это вполне ощутимо и контролируемо тактильно.
И еще добавлю
Зеленый с трещиной у меня почти совпал по ощущениям с зеленым без трещины (последний на фото у Ярослава http://forum.guns.ru/forummessage/224/1394002-m36421400.html ) и б\м с натиркой от Ивана — выделил их в касту бледно-зеленых
В более менее выглаженном состоянии — да, теряют в скорости. Зато догоняют в тонкости.
Если использовать чисто на стамесках, то будут больше работать с суспензией и выглаживаться почти не будут.
А вот в выглаженном состоянии не пошло у меня с ними по стамескам — появляются типичные крупноватые царапки — те же, что возникают на твердых арках, накаяме карасу 5 и прочих плотновато-твердоватых гладко-доведенных камнях, когда пускаешь на них б\м тонко проточенный инструмент с большой площадью контакта.
Лечится подбором суспензии. В плане — любая суспензия излечивает от этих рисок, но вот по тактильным ощущениям\результату уже приходится подбирать.
Вода, имхо, имеет смысл в качестве СОЖ только когда речь о бритвах или о суспензии.
Хотя это, скорее, не «имеет смысл», а «ну не нравится мне вода без суспензии на плотных твердых камнях»
Сравнивать с твердыми арками, типо черных тонких не стал — там другой тип работы совсем. Прям совсем-совсем.
С true hard \ pike hard для дантистов и прочими, у которых есть скоростной режим работы, в котором они плюются шламом… ну..Сравнивал один за другим с CF желтым на масле со стамеской обычной 25мм. шириной.
True hard у меня уже давно как нет, но pike dental мне кажется очень схожим в работе — с ним сравнивал CF желтый.
CF имеет большую тонкость, лучший тактильный отклик — на арке ощущения вязнут в шорохе абразивной работы, а на чарнли никаких проблем с ощущениями нет: и абразивная работа слышится, и поверхность\прилегание фаски не забивается грохотом суспензии.
Помимо всего прочего смог заметить, что по тонкости они различаются примерно на стадию, т.е. арк тут выступил на уровне «чуть тоньше LI» ~~около 6-7КГрит+ если очень условно.
Однородность риски у CF..эх.. На CF неоднородности риски не увидел, на арке — видна вполне, но в рамках нормы, ессно, и , пожалуй, пониже, чем у того же LI.
Разумеется, на ножах все будет малость по-другому. Там я уже смогу вытащить нескоростной режим работы из арка и уже перейти на доводку РК.
На бритве Gold Dollar вышло примерно так же, как и выше: от скоростного режима на арке мне уйти не совсем удалось, потому сработал опять «чуть тоньше LI». CF же (какой-то из двух скоростных..зеленый с пятнами, видимо) очень быстро убирает риски от LI, которые кажутся довольно страшными. Спецом суспензию не наводил, но на скоростных она сама появляется. Если нажим малый, то очень тонкая и едва ощутимая. Если большой, то не увидеть работу суспензии — это еще надо постараться /http://forum.guns.ru/forummessage/224/1394002-m36421400.html/
Правка кухонника на грубо притертом Charnley Forest
Микрозамятия ушли, волос строгается без проблем. Но стОит чуть надавить лишнего — спецом сделал небрежнее по паре проходов в другом направлении движений — сразу можно заметить какие риски он тут же стремится нарезать:Слурик вот этот, уже не раз здесь мелькавший, в макро, как раз свежепритёртый на КК F600:Для такой грубоватой притирки, считаю недурно…
ПРОБЫ СHARNLEY FOREST & CAMBRIAN GREEN
Сегодня принялся за пробы последних двух приобретённых мною камней. Это Чарнли Форест и Камбриан Грин (Сharnley Forest & Cambrian Green). Оба камня английские. Про Чарнли, если кому интересно, можно подробно почитать тут:http://forum.guns.ru/forummessage/224/1394002.html
Ну и вот фоточка моего Чарнли, в компании кусочка другого Чарнли, использовавшегося для наведения суспензии:
Надо отметить, что камни неоднозначные и выбрать из многих, подходящий под бритвы, оказалось непросто. Однако я выбрал, и очень рад. Камни эти в принципе максимум тянут на префинишные и задачей моих сегодняшних изысканий было понять — можно ли варьируя подход и технику работы, всё-таки финишировать на данном экземпляре бритву так, чтобы можно было комфортно побриться.
Другой камень, участвовавший в пробах — Cambrian Green.
Приведу цитату отсюда: http://forum.guns.ru/forummessage/224/1447554.html По поводу того, что это за камень и «с чем его едят»:
» Llyn Idwal это карьер, получивший название от одноименного озера, расположенного неподалеку. В нем разрабатывались несколько слоев новакулитов. В том числе те слои, которые с чей то легкой руки стали называться Cutlers Green и Cambrian Green. Я допускаю, что возможно это даже не отдельные слои, а просто периферийная часть одного слоя, которая накапливалась или трансформировалась немного в других условиях. Как я понял, возраст этой пачки пород восходит к кембрийской эпохе. они приблизительно похожи по мин. составу и степени метафорфизма. Cambrian Green отличается повышенным содержанием хлорита, что определяет его характерные признаки, отличающих его от других LI»
Надо сказать, что впечатления от разных LI и СG у меня противоречивые — как и Чарнли, разброс свойств и характеров работы у них очень немаленький. Тем более, я доволен тем, что выбрал себе именно тот экземпляр, который выбрал)
Вообще я ранее на нём получал результат на бритве достаточно недурной, но сейчас я попробовал использовать его несколько иначе и ДО Чарнли.
Фото этого камушка:Но перейдём к делу:
Поскольку Камбриан Грин использовался как префиниш — начнём с него. Ранее, в пробах, этот камень, с собственной суспензией и даже грубовато притёртый, дал довольно тонкий результат. Но суспензия наводилась кусочком той же породы и очень плотным — вероятно абразивные частицы в суспензии в процессе наводки таковой успели подраздробиться и работали тоненько, хотя и довольно агрессивно. Сегодня я опробовал суспензию тэнзё нагура на этом камне и получил неоднозначный результат — сам камень быстро глянцуется, смешения суспензий нет — нагура куда менее плотна и куда охотнее даёт суспензию. Но явно суспензия нагура успела «подмыть» поверхность камня и обнажить имеющйся разброс зерна в камне — как следствие, после суспензии нагура поверхность была весьма однородна и кромка остра (первое фото), а вот после работы далее на чистом влажном камне — произошло следующее: поверхность фасок стала подглаживаться, но уже тонкая кромка, стала получать задиры от наиболее крупного зерна в камне — удалось поймать в микроскоп самое начало этого процесса (второе фото):Заметив такой эффект, я остановился и продолжил уже на Чарнли с суспензией Чарнли же. Вот так это получилось:
Мне понравилось — рисочка умеренно агрессивная и частая, при том довольно мелкая — достаточно сравнить с результатом работы камбриана с суспензией нагура.
Далее я смыл суспензию и минуты три поработал на чистом Чарнли — результат вышел не ахти:
Фаска потихоньку выглаживается, однако на кромке растёт «зубчик» и довольно крупный.
Поэтому я поработал ещё минуты три, используя весь «арсенал» смен направлений движения, амплитуды и постепенно уменьшая давление до отрицательного, и уменьшая количество воды. Вышло так:
Фаска, конечно, не особо красива, да и кое-какие грубоватые рисочки остались, однако удалось привести кромку к достаточной тонкости и тому характеру, который позволил, после окончательной направки бритвы на чистом ремне из лошадиной кожи, получить весьма комфортное бритьё. Я даже приятно удивился тому, насколько приятным и в удовольствие, оно получилось.
Так что вывод таков — применение нагура на камбриан грин не лучшим образом влияет на однородность работы самого камня, а некоторые экземпляры Чарнли Форест, при наличии навыка, вполне пригодны и для финиша опасных бритв.
И вот бритвочка, на которой производились эти пробы:/http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post351953617/oldTor/.