Арканзас. Вашита

$_57 (3)

Лучшим камнем для доводочной, последней шлифовки считается арканзас — белый с голубоватым или желтоватым оттенком минерал, с восковым блеском, с раковистым изломом. Состоит он из самого обыкновенного кристаллического кремнезема, то есть кварца. Но структура у арканзаса особенная.
Во-первых, это самая чистая кварцевая порода — в ней 99,5 % SiO2. (По данным danswhetstone.com — Novaculite is 99.898% pure silica with only trace amounts of other substances (Aluminum, 0.02%; Boron, 0.0005%; Calcium, 0.03%; Magnesium, 0.05%; and Manganese, 0.0007%.). Даже в горном хрустале примесей больше.
Во-вторых, арканзас — самая мелкозернистая и самая однородная порода с кристаллическим кварцем: он состоит из зерен размером 1—6 микрон. Наконец, у него самые прочные связи между зернами.DSC_0215-1024x680

      Арканзасы как только не называли, что со временем привело к немалой путанице. В целом принято считать, что они сортируются (от крупнозернистого до тонкозернистого камня) следующим образом: вашита (Washita), мягкий арканзас, твердый арканзас и черный арканзас. Но любой, у кого была одна из старых нортоновских белых вашит (Norton Lily-White Washita) может сказать Вам, что это лучше любого твердого арканзаса. который можно было бы купить за последние двадцать лет.

85889805_large_DSC04924

     Аналогично, прозрачный твердый арканзас. который традиционно использовали для правки хирургических инструментов, был крайне плотным, давал очень хорошую финишную кромку и был более ценим, чем черный арканзас. Со временем, по причине истощения месторождения, эта классификация стала ненадежна. Сегодня на рынке очень трудно найти высококачественный арканзас. Большинство из того, что продается в текущий момент, обладает непостоянной твердостью и видимыми включениями в камне.

DSC_0219

      Чрезвычайно  регулярная форма частиц новакулита это и благо и беда. Взглянув на них под электронным микроскопом, вы можете увидеть, как они расположены близко друг к другу в очень тесной и регулярной матрице. Показанные микрофотографическис снимки были сделаны десять лет назад. Даже тогда, качество арканззеов сильно колебалось. Кажется, что размер частиц у вашиты примерно такой же. в среднем, как у мягкого и твердого арканзасов. По сути, оба последних имеют как минимум одну частицу больше, чем все видимые на вашите. Только на черном арканзасе конечно более тонкое зерно. Регулярность размеров частиц приводит к постоянному абразивному рисунку, но тесное расположение частиц вызывает проблему: изношенные частицы не так легко удаляются и скорость абразивной обработки существенно уменьшается. Если вы когда-либо сделаете притирку арканзасов, то узнаете, что свежепритертый камень снимает намного быстрее, чем уже использовавшийся ранее. Вы можете получить хорошую кромку на бывшем в употреблении камне, но это займет какое-то время. Леонард Ли

qwqwd83250134_large_DSC0412283250361_large_DSC0412883376277_large_DSC04177 89944104_large_DSC06598 90456147_large_DSC06799 92816072_large_DSC0954913zanw4101496597_large_norton_translucent1

Подбирая ту или иную шерховатость отделки абразивного камня можно добиваться либо повышения абразивной способности либо высочайшей чистоты отделки которая позволяет получить такую остроту которая позволит на весу плавным движением или дуновением перерезать человеческий волос (с головы).

Этот навык позволяет смотреть на тонкий арканзас как на весьма универсальный камень который можно «заправить» под свои задачи (разумеется, что в некоторых пределах) и он будет довольно долго удерживать приданные ему при доводке качества в этом плане арканзасы уникальны. /Nikolay_K http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=36973.0;all /

Отзывы и примеры работы

Взялся подкорректировать заводскую заточку на своём ZT 0550 из стали s35vn.  Вообще почему-то принято считать, что подобные стали обрабатывать вашитой и арканзасом слишком медленно и непроизводительно. Тем не менее, получилось всё довольно быстро, вашитой вообще можно было финишировать — сработала она оперативно и довольно тоненько при этом. Поскольку важно соответственно подготовить поверхность, прежде чем переходить на камни для тонкой заточки и финиша, упоминаю в обзоре и камень, которым выполнялась заточка.
Итак: для начала использовал, наверное, самый свой любимый синтетический водник — Cerax 707. За 10 минут работы убрал следы от заводских рисок, скорректировал неравномерности подводов — вот уж действительно универсальный камень — очень быстро, очень информативно тактильно, держать угол удобно, засаливание камня весьма умеренное — камень практически начисто споласкивается в ванночке для замачивания. Заусенка получалась довольно пластичная и однородная. В процессе сделал пару фото в увеличении около 70х:
npo1twvrv8l5Далее я использовал вашиту, которая «Rosy Red» —  именно её характер работы я предположил наиболее подходящим для этой стали. Ею я слегка повысил угол, заусеночка уже практически не образовывалась, масло чернело очень быстро, менял его раза четыре в процессе, работал минут 12. Вот такой вышел результат:
2yla7usxoodnd (1)raxir4В принципе, можно было бы и оставить такой финиш, но я решил сделать его слегка потоньше —  использовал транслюцент арканзас. Опять сделал повышение угла, работал минут 8 — задачу вывести риски от вашиты не ставил — только выйти на кромку арканзасом, слегка «причесав» результат работы вашиты. Вот что получилось:
msmxk2 (1)А вот так полученная поверхность зеркалит в чуть меньшем увеличении и с другим светом, тем не менее хорошо заметны остатки рисок от вашиты:
rk68tg344qrdiТакже сделал и фото фаски  в других ракурсах, «анфас» в увеличении около 130х, и под углом, чтобы разглядеть рельеф поверхности, в увеличении примерно 150х :
nbt4aw2zqftb8Использовавшиеся абразивы:
mvkm6bВот так всё выглядит после работы:
2mm91z8В следующий раз буду пробовать выполнить финиш на хиндостане и после какой-нибудь другой вашиты, попробую две — самую «быструю» и самую «тонкую», а хиндостан, даже выглаженный и без суспензии, показал вполне приличную производительность на этой стали — надо будет попробовать такое сочетание поподробнее. Пока что меня устроил полученный результат — всё вышло оперативно, необходимую для работы остроту я получил.  С уважением, Ярослав (oldTor)

************************************************************************************************

Некоторые блэки могут и тоньше некоторых транслюцентов работать. Блэк-транслюценты, типа тех, что продаются в «рубанках» по тонкости работы от хорошего транслюцента не отличаются, а при аналогичном способе доводки поверхности, и тактильно в работе — тоже. Совсем чёрные блэки, непрозрачные, в т.ч. те, которые использовались раньше как пробирные камни, тактильно работают нежнее, на мой взгляд, и дают несколько иной характер поверхности подводов и кромки, но это уже нюансы. Главное, при приобретении блэка, стараться избегать слишком светло-серых непрозрачных, с визуально явно грубой поверхностью, по пористости напоминающей современно добытые харды и медиумы

В книге Леонарда Ли, в сравнительном микрофото арканзасов как раз заметно, что блэк может иметь в среднем более мелкое и плотно расположенное зерно. Да и в доводке некоторые блэки сложнее транслюцентов, что также опосредованно говорит о плотности камня.

Есть ещё один момент с маслом на арканзасах! Бывало, что выровнив сразу несколько камней, оставлял их сохнуть на столе при открытой форточке (разумеется, с синтетиками водниками я куда осторожнее в плане температур) — потом, на холодном камне, масло вело себя плохо — при хорошем освещении видно, что обушок бритвы или даже граница спуск\подвод, сгоняют его так, что остаются как бы «слои». Даже если масла чуть — след его сгона неравномерен, и такое впечатление, что по толщине остающейся плёнки — тоже. Такое впечатление, что его верхний слой течёт, а нижний густеет, даже если масла не так много — «добрая капля» всего лишь.  Теперь дошёл до того, что если мне не нравится текучесть и тактильный отклик, мою арканзас в горячей воде, даю обсохнуть, а потом наношу масло по-новой. И если камень явно не холодный, а работаю быстрыми короткими движениями (как обычно привык при доводке) — масло не только не остывает, но от трения, видимо, слегка нагревается и распределяется по камню более равномерно. И по этим же причинам я никогда не добавляю свежее масло в засаленное. Вообще стараюсь засаленное почаще убирать, а то могут попадаться частички металла и портить кромку, да и просто консистенция становится слишком насыщенной, может валить кромку.
Может быть тема с температурой это и излишнее копание в мелочах, но в попытках понять разность обработки одним и тем же камнем одного и того же клинка и недоумевая от неодинаковости происходящего, постепенно стал и на такие вещи обращать внимание. Хотя бы в плане «если работа не клеится, есть варианты, что подкорректировать»)). С уважением, Ярослав (oldTor)

[свернуть]

Еще по теме:

Каталог продукции NORTON: nortoncatalog-sharpeningstones

Добавить комментарий